Red Hot Chili Peppers - Stadium Arcadium
Year: 2006
Genre: Funk rock, alternative rock
Rate: (9,5/10) *********’
Part I
Мы не спеша продолжаем выполнять заявки. Сегодня по просьбе Анатолия Гусева решились взяться за тяжкое – написать о самом успешном альбоме одной из популярнейших групп мира.
После удачного «By the Way» Red Hot Chili Peppers отправились в продолжительное турне, которое продлилось два года и включало в себя концерты почти по всей планете с выступлениями в качестве хэдлайнеров на крупнейших фестивалях. После месячной передышки RHCP начали работу над следующим альбомом, руководство над которым было, как обычно, доверено Рику Рубину.
Естественно, работа проходила в знаменитом особняке-студии «The Mansion», который принадлежит Рубину, и первыми его гостями в нем стали как раз таки перцы, записавшие свой эпохальный «BSSM», а уже позже были претворены в жизнь Audioslave "Out of Exile», The Mars Volta «De-Loused in the Comatorium», а также Slipknot «Vol. 3: (The Subliminal Verses)» и другие. Но этот особняк известен не только благодаря такому внушительному вкладу в мировую музыкальную копилку, есть ещё метафизические причины. Слухи говорят о том, что в доме живет приведение сына одного из бывших хозяев дома, который столкнул с балкона свою возлюбленную. Самое главное, что эти истории не прекратились и после того, как в конце 50-х прошлого века дом сгорел, и на его месте был построен новый особняк, который годом позже и был оборудован как студия звукозаписи. Все музыканты, начиная от самых первых посетителей, так или иначе, сталкивались с этим духом. Во времена записи в 1991 году Чад Смит предпочел просто не жить, а только работать на территории особняка, а Фрушанте признался в том, что на самом деле приведение кажется ему доброжелательным, и гитарист любил «передёрнуть затвор» в его присутствии.
Все участники RHCP после окончания записи отметили, что группе никогда ещё так не «дышалось легко» во время студийной работы. Каким-то чудесным образом все конфликты мнений разрулились в это время, каждый музыкант не только привносил частичку себя в общий котёл, но и вместе с тем идеально дополнял всех остальных. Энтони Кидис сказал: «Все были в прекрасном настроении. Не было никакой напряженности, никакого беспокойства и никаких странностей – мы чувствовали себя настолько комфортно, как не могли себе и представить». Изначально совместным решением была принята идея создать нечто лаконичное и максимально яркое – как в былые 60-е, когда на пластинку помещалось около 8-10 непродолжительных треков. Высококонцентрированные композиции производят массивный эффект на слушателя. Но уже к середине сессий было понятно, что план перевыполнен, и к окончанию уже была в разработке другая концепция: 3 диска по 11-12 композиций с разницей в пол года. Хотя эта идея и была интересна финансово, но всё-таки RHCP решили пожалеть собственных фанатов и выпустить двойной диск из 25 песен, причем остальные добавлять в качестве бонуса к различным изданиям альбома. Идея была такова, что оставшиеся 9 песен по одной были представлены в различных, даже не самых дорогих выпусках. Кстати, о коллекционных изданиях: «Stadium Arcadium» был выпущен в потрясающем бокс-сете, с 3D обложкой, огромным буклетом, деревянной коробкой и прочими мелкими приятностями – этот релиз получил Грэмми (оказывается и за такое раздают О_о).
Запись в «The Mansion» по традиции для музыкантов не прошла бесследно. Фрушанте признался, что потусторонние силы полностью контролировали его действия, и он боялся поделиться с остальными членами команды в том, что музыка на самом деле происходит не от него, а откуда-то извне (видимо, приведение оценило те моменты интимной близости с гитаристом). Всем, кто знает о Джоне чуть больше, чем то, что он является гитаристом группы, известно его отношение к метафизическим явлениям и понятиям, поэтому эти слова их не удивили, но отрицать тот факт, что гитара в RHCP зазвучала по-новому, не получится. Находясь под большим влиянием панка и музыки новой волны, Фрушанте предпочитал минималистичный стиль игры, но в этой записи его игра преобразилась. Одним из тех, кто изменил его, стал Omar Rodriguez-Lopez - один из основателей The Mars Volta. Джон совместно с Фли участвовали в записи двух альбомов группы, а также, найдя солидное количество точек соприкосновения интересов, выступал с ними вживую почти 4 года. Кстати, Omar’a мы можем услышать в качестве соло-гитариста в «Especially in Michigan». Гитара на «Stadium Arcadium» засияла новыми красками и выдвинулась из глубин композиций на первый ряд. Заметно утяжелилось звучание и сами партии в техническом плане. Может быть причиной тому стала также чрезвычайная плодовитость в сольных работах, которых только за 2004 год насчитывается 3 штуки. Как мне кажется, возможность излить в избытке личностное позволила Джону в первую очередь сосредоточиться на «командных» достижениях. Одним из нововведений при записи стало использование нескольких гитарных дорожек одновременно (добровольное и осознанное, до этого подобные трюки проходили против желания гитариста). Единственным печальным фактом связывающим Фрушанте и альбом является то, что это последняя на текущий день пластинка с его участием.
Написание песен проходило в совместной работе Фли и Джона, что частично явилось следствием недовольства басиста доминирования гитариста на предыдущем "By the Way". Несмотря на негативные причины, их более активное взаимодействие стало отличным катализатором для каждого, при этом музыканты не наступали друг другу на горло, а отлично дополняли своего оппонента. Обычно, когда говорят об очередной записи перцев, крайне редко упоминается Чад Смит, и главный виновник этого он сам. Он приучил нас к своему великолепию, поэтому, когда ударник в очередной раз на отлично справляется со своей работой, на это уже никак не обращается внимание. Плюс - он идеальный командный игрок, его партии прекрасно вкрадываются во все мелодии и ритмические рисунки музыкантов. А если говорить в целом про альбом и всех участников, то подобное единодушие и "одноволновость" всех задействованных лиц наблюдается крайне редко.
Общей концепцией альбома стали истории взаимоотношений членов (как двусмысленно получилось-то) группы с противоположным полом. Энтони Кидис отметил, что это было по-настоящему правильным решением, т.к. рассказывать о том, что происходило и происходит в реальности, для них оказалось гораздо проще. Решение назвать альбом именно «Stadium Arcadium» вокалист объясняет тем, что этот альбом собрал воедино всё лучшее, на что способны участники группы, они исполняют космическую музыку, а гость на их концерте - вся Вселенная. В музыкальном плане это один из самых любимых моих альбомов, и определенно фаворит в творчестве RHCP. Иногда во время написания рецензии задумываешься, что насколько удачно расставлены композиции по местам, но в данном случае просто невозможно представить комбинацию, при которой восприятие альбома стало бы хуже. Каждый трек идеально вписывается в общую музыкальную канву и концепцию, это не сборник хитов, а настоящая цельная пластинка, которая слушается на одном дыхании, но при этом хочется прослушать каждую отдельную песню несколько раз.
Первым синглом стала «Dani California», которая моментально ворвалась в музыкальные чарты всего мира, заставив фанатов по всей планете буквально трепетать в ожидании пластинки. Образ Dani уже не первый раз возникает в творчестве группы. Первое пришествие было в «Californication» в роли беременной девушки-подростка, второе появление было в «By the Way», где она упоминается даже по имени «…Dani the girl is singing songs to me…». А появление в композиции 2006 года – последнее в трилогии. На самом деле это не образ какой-то определенной девушки, а объединение в одном герое каких-то черт почти всех девушек из жизни вокалиста.
Сведением и всей работой над звуком занималась звёздная команда, в которую вошли такие люди как: Dana Nielsen, Andrew Scheps, Vlado Meller, Ryan Hewitt и Kevin Gray – они работали с лучшими из лучших: Metallica, Black Sabbath, Bob Dylan, Johny Cash и многие-многие другие. Обложку релизу разработала студия Storm Thorgerson, о заслугах которого по-моему даже не нужно говорить. В общем все слагаемые успеха присутствовали, так что глупо этот успех списывать на удачу, не без неё, конечно, но всё-таки работу проводили только спецы высочайшего класса.
Старт продаж показал очень высокий интерес публики, за первую же неделю было продано больше 400 тысяч копий диска. В последствии он стал самым успешным в коммерческом плане альбомом чилиперцев, но не стоит также забывать и о различных бонусах для разных релизов. Коммерсы тоже сработали на отлично.
Фуххх… Это было нелегко – писать про что-то очень известное и невероятно классное действительно тяжело, зачастую ты либо повторяешь чьи-то слова, либо озвучиваешь и без тебя известные факты. Мы попытались найти интересное, сдобрив это частичкой своего. Наш вердикт прост: великолепный альбом прекрасной группы, выпущенный в нужное время.
P.S. Т.к. количество композиций в альбоме очень большое, решено было публиковать только часть Jupiter. Да и смысла нет всё это публиковать - все уже давно слышали эти песни и можно найти тыщи мест, где можно послушать это великолепие целиком с бонусами;)
#rhcp #funk #alternative #rock #DA_Vision